Ну а дух победы, высочайший моральный дух, который Суворову удавалось формировать и поддерживать вокруг себя, — наверное, вообще самое удивительное суворовское достижение, разгадку которого, возможно, предстоит раскрыть только нашим потомкам. Тем менее попробуем детальнее разобраться, каким же образом ему удалось этого достичь? Ответ целесообразно искать в трех тесно пересекающихс
Однако этот замечательный управленческий цикл не дал бы таких удивительных результатов, если бы не базировался на великолепной профессиональной выучке подчиненных и высочайшем моральном духе. У Суворова была своя комплексная многоуровневая система обучения и развития подчиненных. В своих войсках он создавал подлинную культуру постоянного развития и улучшения. Развиваться и совершенствоваться в суворовских войсках было принято и всячески приветствовалось. Помните, «Ученье — свет, неученье — тьма» [9].
Каждое серьезное мероприятие у Суворова, будь то бой или и маневры, всегда заканчивалось подробнейшим разбором полетов, где: а) все получали по заслугам; б) учились на опыте. Разбор полетов Суворов проводил так, чтобы стимулировать у подчиненных стремление к дальнейшему совершенствованию. Разбор полетов способствовал быстрому научению как отдельных индивидов, так и целых подразделений. И конечно же, подробный анализ выполненных действий развивал уже упомянутый нами глазомер. Необходимо также отметить, что Александр Васильевич был настоящим мастером обратной связи, как позитивной, так и негативной. Так хвалить подчиненных, как это делал Суворов, у нас, пожалуй, не умел никто.
«Тот не сделал ничего, кто не закончил дела полностью», — часто повторял Суворов, ссылаясь на Цезаря, которого считал своим учителем, и всегда старался завершить начатое, каких бы сил ему это ни стоило. «Недорубленный лес всегда вырастает» [10] — еще одна любимая поговорка Александра Васильевича. Суворов старался всегда полностью уничтожать силы противника и развивать успех.Этот принцип завершенности действия также немало способствовал успешности и повышал эффективность.
Когда же все задачи четко уяснены и смысл будущих действий полностью понятен, следовало выполнение намеченного плана (действие). А поскольку у Суворова все предыдущие этапы, как правило, были пройдены безукоризненно, выполняя намеченные планы, суворовские чудо-богатыри творили чудеса. Впрочем, чудеса продуманные и запланированные. (Рассмотрим в качестве примера штурм Измаила. Атака на крепость производилась с 9 направлений. Все поставленные задачи были выполнены точно в срок. Соотношение потерь на 1 русского солдата составило 6–7 солдат противника.) Детальное продумывание будущих действий сопрягалось у Суворова с поощрением инициативности и самостоятельности наступающих. Суворов требовал выполнять поставленные задачи быстро, решительно, не жалея сил.
После того как решение принято и все тщательно продумано, осуществляется процесс постановки задачи.Интересно отметить, что,несмотря на то что большинство решений и выходов из затруднительных ситуаций Суворов находил сам, всегда, когда ситуация это позволяла, он интересовался мнением своих подчиненных, стараясь вовлекать их в процесс принятия решения. Кроме того, он не жалел сил и времени для того, чтобы сделать задачу и смысл выполняемых действий понятным каждому солдату, и требовал того же от своих офицеров. Принцип «Каждый солдат должен знать свой маневр» у Суворова означал понимание не только своей задачи на поле боя, но и задач взвода, роты, батальона и далее вплоть до целей кампании.
После сбора данных и оценки ситуации следует второй этап: продумывание перспективных сценариев развития событий. Суворов отличался сценарным мышлением, он рисовал в своем воображении будущие события крупными мазками в нескольких вариантах, затем детализировал их, решительно останавливался на одном, еще более детально его продумывал, а затем быстро и настойчиво воплощал в жизнь. Проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что во время Итальянской кампании у Суворова было как минимум 3 плана наступления на Париж, и только явный саботаж со стороны англичан и австрийцев воспрепятствовал их реализации. Способность к сценарному планированию позволила Суворову очень быстро перенять у французов и эффективно применять тактику построения в колонны еще до боевого столкновения с ними.
Основа всему для Суворова — это глазомер. Первый базовый управленческий принцип. Глазомер по Суворову означает адекватную оценку ситуации. Без правильного глазомера вся последующая схема работать не будет. Поэтому Суворов не жалел ни своего времени, ни времени и сил подчиненных для развития навыков глазомера. А глазомер иначе как постоянной тренировкой развить невозможно, поэтому и тренировал этот навык Суворов постоянно. Развитию глазомера у подчиненных способствовал подробнейший разбор полетов после любого мало-мальски значимого события с обязательным выделением отличившихся как в позитивную, так и в негативную сторону. При этом важно отметить, что глазомер Суворов понимал не только и не столько тактически, сколько стратегически, постоянно осуществляя мониторинг военно-политической ситуации в стране и в мире.
Рис. 1. Управленческий цикл по Суворову
На основании проведенных исследований нам удалось свести базовые моменты в управленческом подходе Суворова в следующую схему
Управленческий цикл
И только сейчас, обладая современными познаниями в менеджменте, мы оказались способны немного снять завесу с мифической чудесности его образа. А ведь он сам призывал нас: «Потомство мое прошу брать мой пример» [10].
Но если уже поддаться искушению и действительно ассоциировать образ Александра Васильевича с мифическим существом, то лично мне на ум приходит белый единорог. Такой же чистый, тонкий и целеустремленный, его появление приносит удачу. И действительно, по воспоминаниям современников, там, где появлялся Суворов, сразу устанавливался живой, адекватный ситуации порядок, прекращались пьянки, кражи и драки, солдаты переставали болеть. А австрийские генералы так говорили о Суворове: «Достаточно этого чудака в белой рубашке просто возить и показывать войскам, и победа будет обеспечена» [7]. И все же демифологизация образа Суворова необходима. Необходима для того, чтобы мы могли поучиться у него его феноменальной эффективности. Ведь Александр Васильевич был таким же человеком, как и мы с вами, из той же плоти и крови. Отличительная же особенность Суворова заключалась в том, что он обладал способностью быстро учиться на опыте, извлекая из него самое лучшее, и мгновенно распространять на тех, кто рядом. Этакая самообучающаяся организация в одном лице. Мало того что самообучающаяся организация [1], так еще и бережливое производство, — у Суворова не было незавершенки. Все, что он планировал, исполнялось точно в положенный срок и в полном объеме. Вот вам «канбан » и «точно вовремя» [3].
Имя Александра Васильевича Суворова всем нам хорошо известно. В каком-то смысле даже слишком хорошо известно. В том плане, что он в нашем сознании стал чем-то вроде мифического существа. Для реального человека в его образе слишком много чудесного. В самом деле, за всю его долгую воинскую карьеру, длившуюся около 40 лет, было почти 100 сражений и ни одного поражения — так ведь не бывает. Его потери при штурме даже самых неприступных крепостей всегда были на порядок ниже, чем у обороняющихся, — так тоже не бывает. Ну и самое главное, у всех великих так или иначе при пристальном рассмотрении всегда находятся темные пятна. А вот у Суворова их нет, все попытки очернить его образ, например со стороны поляков, крайне несостоятельны, хотя и понятны в стремлении сохранить национальное достоинство.
Победа — есть не роскошь, а первейшая необходимость.
Ключевые слова: Суворов, наука побеждать, победа, управление, руководство, моральный дух.
В этом году мы отмечаем 208-ю годовщину со дня рождения нашего гениального полководца Александра Васильевича Суворова. Все мы привыкли рассматривать его талант исключительно в военной сфере. Богатство же его управленческого наследия до сих пор остается недооцененным, в то время как факты говорят сами за себя: 99 ярких побед и ни одного поражения за всю 40-летнюю воинскую карьеру. Без цельной, детально продуманной и потому крайне эффективной управленческой системы такое просто невозможно. В данной статье автор дает основные положения управленческой системы Суворова в свете их сегодняшней актуальности для современного российского менеджмента.
Вячеслав Владимирович Летуновский — кандидат психологических наук, тренер, консультант, коуч, руководитель Школы корпоративного тренинга, преподаватель нескольких курсов МВА.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА СУВОРОВА
Управленческая система Суворова Номер 4_2009 Архив ini21.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий